Постановление администрации городского округа г. Рыбинск от 27.01.2015 N 196 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями источников финансирования дефицита бюджета городского округа город Рыбинск"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2015 г. № 196

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
АУДИТА ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ
БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК, ГЛАВНЫМИ
АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе город Рыбинск, утвержденным решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 27.02.2014 № 313, руководствуясь Уставом городского округа город Рыбинск,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета городского округа город Рыбинск, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета городского округа город Рыбинск, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа город Рыбинск (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. Главы
городского округа
город Рыбинск
Л.Ч.МОЖЕЙКО





Приложение
к постановлению
Администрации городского
округа город Рыбинск
от 27.01.2015 № 196

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ
(РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД
РЫБИНСК, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ)
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ)
ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета городского округа город Рыбинск (далее - городской округ), главными администраторами (администраторами) доходов городского округа, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа (далее - главные администраторы (администраторы) средств бюджета).
1.2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, в том числе:
1.2.1. Организации, планированию и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2.2. Оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2.3. Составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
1.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в целях:
1.3.1. Недопущения (пресечения) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных муниципальных правовых актов городского округа, регулирующих бюджетные правоотношения.
1.3.2. Соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих составление и исполнение бюджета городского округа, составление бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики.
1.3.3. Повышения экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
1.4.1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности.
1.4.2. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
1.4.3. Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2. Осуществление внутреннего финансового контроля

2.1. Организация внутреннего финансового контроля

2.1.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями, заместителями руководителей, главными бухгалтерами (их заместителями), а также иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета, организующими и выполняющими процедуры составления и исполнения бюджета городского округа, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - бюджетные процедуры).
2.1.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора средств бюджета и подведомственных муниципальных учреждений, исполняющих бюджетные полномочия.
2.1.3. Должностные лица структурных подразделений главных администраторов (администраторов) средств бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными инструкциями в отношении следующих бюджетных процедур:
составление и своевременное представление документов в департамент финансов Администрации городского округа (далее - Департамент финансов), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета городского округа (далее - бюджет), в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
составление и своевременное представление документов в Департамент финансов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного администратора (администратора) средств бюджета;
составление и направление документов в Департамент финансов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета, доведения (распределения) бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования до главных администраторов (администраторов) средств бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет;
формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений;
исполнение бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных учреждений;
принятие и исполнение бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет городского округа, пеней и штрафов по ним;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет городского округа, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет городского округа;
процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, проведения инвентаризации;
составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к городскому округу, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа по денежным обязательствам подведомственных муниципальных учреждений.
2.1.4. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Ярославской области, муниципальных правовых актов городского округа, регулирующих бюджетные правоотношения;
авторизация (санкционирование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов);
сбор и анализ сведений о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.1.5. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные действия, указанные в пункте 2.1.4 настоящего Порядка.
2.1.6. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические, смешанные и осуществляются в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности и (или) контроля по уровню подведомственности.
Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.1.7. К способам проведения контрольного действия относятся:
сплошной, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
выборочный, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.1.8. Методами внутреннего финансового контроля являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности.
2.1.9. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации и Ярославской области, регулирующим бюджетные правоотношения, муниципальным правовым актам городского округа и должностным инструкциям, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции. Самоконтроль осуществляется в соответствии с планом внутреннего финансового контроля.
2.1.10. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета и (или) руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций выборочным способом. Контроль по уровню подчиненности осуществляется в соответствии с планом внутреннего финансового контроля.
2.1.11. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными муниципальными учреждениями, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Ярославской области, регулирующих бюджетные правоотношения, муниципальных правовых актов городского округа, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в соответствии с планом внутреннего финансового контроля.
2.1.12. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета.

2.2. Планирование и проведение внутреннего
финансового контроля

2.2.1. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) плана внутреннего финансового контроля руководителем каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (приложение 1 к Порядку).
2.2.2. В плане внутреннего финансового контроля по каждому предмету внутреннего финансового контроля указываются:
данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
периодичность выполнения операции;
данные о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;
данные о методах контроля и периодичности контрольных действий.
2.2.3. Процесс формирования (актуализации) плана внутреннего финансового контроля включает в себя следующие этапы:
анализ предметов внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости (отсутствия необходимости) проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
2.2.4. Формирование (актуализация) плана внутреннего финансового контроля проводится:
до начала очередного финансового года;
при принятии решения руководителем главного администратора средств бюджета о внесении изменений в план внутреннего финансового контроля;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Формирование (актуализация) плана внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
2.2.5. План внутреннего финансового контроля утверждается руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета на год не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому.
Внесение изменений в план внутреннего финансового контроля допускается не позднее чем за месяц до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
2.2.6. В целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля главные администраторы (администраторы) средств бюджета обязаны представлять органу внутреннего муниципального финансового контроля (Контрольно-ревизионный отдел Администрации) запрашиваемые им сведения и документы.
2.2.7. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов контроля, установленных в планах внутреннего финансового контроля.

2.3. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего
финансового контроля

2.3.1. К результатам внутреннего финансового контроля относятся отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, недостатки при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению.
2.3.2. Сведения о результатах внутреннего финансового контроля отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и подлежат учету и хранению в установленном главным администратором (администратором) средств бюджета порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур (приложение 2 к Порядку).
2.3.3. Сведения о результатах внутреннего финансового контроля направляются структурным подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, руководителю главного администратора (администратора) средств бюджета не реже одного раза в квартал.
Указанные сведения представляются незамедлительно в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3.4. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета городского округа принимаются решения об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их выполнения и (или) содержащие предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города, в том числе направленные на:
изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора (администратора) средств бюджета городского округа;
обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
ведение эффективной кадровой политики в отношении внутриструктурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета городского округа.
2.3.5. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов муниципального финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета городского округа.
2.3.6. Порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля определяется главным администратором средств бюджета.

3. Осуществление внутреннего финансового аудита

3.1. Организация внутреннего финансового аудита

3.1.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
3.1.2. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств бюджета.
3.1.3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3.1.4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
3.1.5. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора средств бюджета и подведомственными муниципальными учреждениями (далее - объекты аудита) в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
3.1.6. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета.
Внеплановые проверки проводятся на основании решений руководителя или заместителя руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета, в связи с поступлением информации о признаках нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
3.1.7. Аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
3.1.8. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) средств бюджета, направляемых в Департамент финансов в целях составления и рассмотрения проекта бюджета городского округа.
3.1.9. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок вправе:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка, при предоставлении решения о проведении аудиторской проверки;
привлекать независимых экспертов для проведения экспертиз, необходимых при осуществлении аудиторских проверок.
Сроки направления и исполнения запросов, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, определяются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета.
3.1.10. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (акты и заключения).
3.1.11. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета.

3.2. Планирование внутреннего финансового аудита

3.2.1. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План) осуществляется в целях формирования аудиторского мнения о состоянии внутреннего финансового контроля, полноте и достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета, а также представления предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств и осуществляется в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета.
3.2.2. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году (приложение 3 к Порядку).
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
3.2.3. При планировании аудиторских проверок учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора средств бюджета в случае их неправомерного исполнения;
достаточность информации для оценки надежности внутреннего финансового контроля, которую можно получить в ходе аудиторских проверок;
наличие существенных бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.2.4. В целях составления Плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля в текущем (отчетном) финансовом году;
проведения в текущем (отчетном) финансовом году контрольных мероприятий органами муниципального финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
3.2.5. План утверждается руководителем главного администратора средств бюджета на год не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому.
Внесение изменений в План допускается не позднее чем за месяц до начала проведения аудиторской проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.

3.3. Проведение аудиторских проверок

3.3.1. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета в форме распоряжения (приказа) руководителя.
3.3.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита (приложение 4 к Порядку).
3.3.3. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
сроки и этапы проведения аудиторской проверки.
При составлении программы формируется группа должностных лиц, проводящих аудиторскую проверку (далее - аудиторская группа), и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Состав аудиторской группы утверждается распоряжением (приказом) руководителя главного администратора средств бюджета о назначении аудиторской проверки.
3.3.4. В ходе аудиторской проверки в отношении внутренней бюджетной процедуры и (или) объектов аудита проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета;
функционирования автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе таких, где результат зависит от профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета (например, при определении оценочных показателей);
вопросов наделения правами доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, правами по формированию финансовых и бухгалтерских документов, а также правами доступа к активам и записям;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
3.3.5. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос сведений, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета должностным лицом субъекта внутреннего финансового аудита;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных бюджетных процедур.
3.3.6. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие, надежные доказательства.
К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.3.7. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должна содержать:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности и иных необходимых документов;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
3.3.8. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления предусматриваются в порядке, установленном главным администратором средств бюджета.

3.4. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего
финансового аудита

3.4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, составленным в двух экземплярах, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается представителю проверяемого объекта аудита, уполномоченному на получение акта (приложение 5 к Порядку). Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
3.4.2. В акте аудиторской проверки указываются:
аудиторское задание, программа внутреннего финансового аудита;
характеристика деятельности проверяемой организации;
характер и состояние систем бюджетного учета и отчетности;
методы, используемые в процессе осуществления внутреннего финансового контроля;
информация, отражающая процесс составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, правильность отражения активов и обязательств на счетах бюджетного учета;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности;
информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях;
оценка надежности внутреннего финансового контроля, рекомендации по повышению его эффективности;
информация о соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
выводы об экономности и результативности использования бюджетных средств;
выводы о результатах внутреннего финансового аудита исходя из целей осуществления внутреннего финансового аудита.
Один экземпляр акта хранится в органе, осуществившем внутренний финансовый аудит, второй экземпляр направляется (вручается) проверенной организации в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
3.4.3. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки (приложение 6 к Порядку), содержащий сведения об итогах аудиторской проверки, в том числе:
сведения о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также рисках представления недостоверной бюджетной отчетности;
сведения о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятые меры по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в реестр бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
3.4.4. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора средств бюджета для принятия одного из следующих решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о проведении служебных проверок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
о направлении материалов в органы внутреннего муниципального финансового контроля в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

3.5. Составление и представление отчетности о результатах
внутреннего финансового аудита

3.5.1. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой и квартальной отчетности о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита (далее - отчетность).
3.5.2. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора средств бюджета.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств бюджета городского округа.
3.5.3. Порядок составления и представлений отчетности утверждается главным администратором средств бюджета.

Директор
департамента финансов
М.И.КАПРАНОВ





Приложение 1
к Порядку

План внутреннего финансового контроля на 20__ год

N
п/п
Предмет внутреннего финансового контроля
Срок проведения проверки (дата начала и окончания)
Данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры)
Периодичность выполнения операции
Данные о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия (Ф.И.О., должность)
Данные о методах контроля и периодичности контрольных действий
1
2
3
4
5
6

Руководитель
_____________ _________________ ________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)





Приложение 2
к Порядку

Журнал внутреннего финансового контроля

N
п/п
Наименование объекта финансового контроля
Количество проведенных в текущем году проверок на объектах финансового контроля
Проверенные(ая) бюджетные(ая) процедуры(а)
Количество выявленных нарушений бюджетного законодательства
Суммы средств бюджета городского округа, в отношении которых выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, руб.
Недостатки при исполнении бюджетных(ой) процедур(ы)
Сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков)
Меры по устранению нарушений (недостатков)
1
2
3
4
5
6
7
8
9














Приложение 3
к Порядку

План внутреннего финансового аудита на 20__ год

N
п/п
Наименование объекта аудиторской проверки
Срок проведения проверки (дата начала и дата окончания)
Метод проведения аудиторской проверки
Вид проверки (камеральная, выездная, комбинированная)
Проверяемая бюджетная процедура
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
6
7








Руководитель
_____________ _________________ ________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)





Приложение 4
к Порядку

Программа
проведения внутреннего финансового аудита
___________________________________________________________________________
(полное наименование объекта проверки)
за ________________________________________________________________________
(проверяемый период)

Общие положения

Тема проверки: ____________________________________________________________
Основание для проведения проверки:
___________________________________________________________________________
(реквизиты распоряжения (приказа) о назначении проверки)
Предметы проверки:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Вид проверки: _____________________________________________________________
Способ проведения проверки: _______________________________________________
Перечень вопросов, подлежащих проверке: ___________________________________
Срок и этапы проведения проверки: _________________________________________

Руководитель группы проверки
(ответственный работник)
_____________________ _____________________ ______________ __________
(должность) (подпись) Ф.И.О. дата





Приложение 5
к Порядку

АКТ
по результатам проведения внутреннего финансового аудита

___________________________________________________________________________
(полное наименование объекта проверки)
___________________________________________________________________________
(тема проверки)
___________________________________________________________________________
(проверяемый период)

__________________________ __________
(место составления Акта) (дата)

Во исполнение распоряжения (приказа) ______________________________________
(реквизиты распоряжения (приказа)
___________________________________________________________________________
о назначении проведения проверки)

в соответствии с Программой проведения внутреннего финансового аудита
группой в составе:

Фамилия, инициалы - должность руководителя группы проверки,
руководителя группы проверки
(руководитель группы
проверки)
(в творительном падеже)
Фамилия, инициалы - должность участника группы проверки,
участника группы проверки
(в творительном падеже)
и т.д. - должность участника группы проверки

проведена проверка деятельности ___________________________________________
(полное наименование объекта проверки)
___________________________________________________________________________
(тема проверки)
___________________________________________________________________________
(проверяемый период)
Характеристика деятельности объекта проверки ______________________________
___________________________________________________________________________
Характер и состояние систем бюджетного учета и отчетности _________________
___________________________________________________________________________
Методы, используемые в процессе осуществления внутреннего финансового
контроля __________________________________________________________________
Информация о процессе составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного
учета, о подтверждении достоверности бюджетной отчетности _________________
___________________________________________________________________________
Информация о соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии
и стандартам бюджетного учета _____________________________________________
___________________________________________________________________________
Оценка надежности внутреннего финансового контроля ________________________
___________________________________________________________________________

Выводы аудиторской проверки:
1. Выявленные недостатки и нарушения
2. Об экономности и результативности использования бюджетных средств
3. О результатах внутреннего финансового аудита

Должность руководителя группы проверки
(руководитель группы проверки) подпись Ф.И.О.

Один экземпляр Акта получен
для ознакомления:

Должность руководителя объекта
проверки (иного уполномоченного лица) подпись Ф.И.О.

Дата, время

"Ознакомлен(а)"
Должность руководителя объекта
проверки (иного уполномоченного лица) подпись Ф.И.О.

Заполняется в случае отказа руководителя (иного уполномоченного лица)
объекта проверки от подписи

От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта) ____________________
___________________________________________________________________________
(должность руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица)
отказался.

Должность руководителя группы
проверки (руководитель группы проверки) подпись Ф.И.О.





Приложение 6
к Порядку

Отчет
о результатах проверки объекта внутреннего финансового аудита
___________________________________________________________________________
(полное наименование объекта проверки)

1. Основание для проведения проверки: _____________________________________
(реквизиты приказа (распоряжения
___________________________________________________________________________
о назначении проведения проверки)
2. Проверяемый период: ____________________________________________________
3. Срок проведения проверки: ______________________________________________
4. Цель проверки: _________________________________________________________
5. Предметы проверки: _____________________________________________________
6. По результатам проверки установлено следующее:
___________________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных нарушениях бюджетного
законодательства Российской Федерации с указанием содержания нарушения)
7. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта проверки,
изложенные по результатам проверки:
___________________________________________________________________________
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений; при наличии
возражений указываются реквизиты документа (возражений) (номер, дата,
количество листов приложенных к отчету возражений))
8. Выводы: ________________________________________________________________
(излагаются краткие итоги проверки с указанием выявленных
основных проблем, причин выявленных нарушений и недостатков)
9. Предложения и рекомендации: ____________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации
___________________________________________________________________________
по устранению выявленных нарушений и недостатков, совершенствованию
деятельности, при необходимости - предложения по назначению служебной
проверки в отношении лиц, виновных в выявленных нарушениях)

Приложения:
1. Акт по результатам проверки ____________________ на ____ листах в 1 экз.
(полное наименование
объекта проверки)
2. Возражения к Акту проверки _____________________ на ____ листах в 1 экз.
(полное наименование
объекта проверки)

Руководитель (иное
уполномоченное лицо,
проводившее проверку)
_______________________ _____________________ _________________________
Ф.И.О. подпись дата


------------------------------------------------------------------