Решение Ярославского областного суда от 08.12.2014 по делу N 3-46/2014 <О признании недействующим пункта 403910 раздела I результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п>



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. по делу № 3-46/2014

Ярославский областной суд
в составе председательствующего судьи
Игнатова К.И. при секретаре Амелиной Я.Г.
с участием прокурора Кузьмина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козловой Ирины Игоревны о признании недействующим пункт 403910 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" со дня принятия постановления,

установил:

Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области согласно приложению, постановлено применять данные результаты в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 01.01.2012.
Постановление опубликовано в газете "Документ-Регион", № 78 (тома 1 - 7), 28.09.2011.
Пунктом 403910 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20.09.2011 № 702-п установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:1 общей площадью 15 747 кв. метра, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: на период строительства и эксплуатации подземной автостоянки с реконструкцией парадного входа стадиона "Шинник", размещением ТП и инженерными сетями, в размере 130 313 353,68 рублей, что соответствует 7 группе видов разрешенного использования земельных участков.
Решением № 7600/2013/01-40381 от 21 июня 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра по Ярославской области" в лице филиала по Ярославской области на основании протокола выявления кадастровой ошибки от 17.06.2013 года приняло решение о необходимости исправления кадастровой ошибки земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:1 в части неверного определения группы вида разрешенного использования № 7 (необходимости применения группа вида разрешенного использования № 5) согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства Ярославской области от 15 октября 2013 года № 1395-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 20 сентября 2011 года № 702-п" пункт 403910 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20.09.2011 № 702-п изменен с установлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:1 в размере 73258665,81 рублей.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 24 сентября 2014 года указанное выше постановление Правительства Ярославской области от 15 октября 2013 года № 1395-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 20 сентября 2011 года № 702-п" признано недействующим в полном объеме с момента принятия.
Козлова И.И. обратилась с заявлением о признании недействующим пункта 403910 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области", которым вновь, после признания недействующим постановление Правительства Ярославской области от 15 октября 2013 года № 1395-п, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:1 в размере 130 313 353,68 рублей, а также просила обязать Правительство Ярославской области внести изменение в пункт 403910 раздела I Приложения к постановлению, указав кадастровую стоимость спорного земельного участка применительно к 3-й группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов.
В обоснование заявления Козлова И.И. указала, что является собственником подземной автостоянки на площади Труда на 399 машино-мест, назначение: нежилое, общей площадью 9984,20 кв. метра, инвентарный номер 27672, лит. А, расположенный по адресу: г. Ярославль, пл. Труда. Данная автостоянка расположена на арендуемом земельном участке общей площадью 15 747 кв. метра с кадастровым номером 76:23:030510:1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: на период строительства и эксплуатации подземной автостоянки с реконструкцией парадного входа стадиона "Шинник", размещением ТП и инженерными сетями.
Согласно договору аренды, заключенному заявителем с Управлением земельных ресурсов мэрии города Ярославля в лице МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля", действующего от имени города Ярославля, расчет арендной платы производится с учетом, кроме прочего, размера кадастровой стоимости земельного участка.
Заявитель, полагает, что отнесение земельного участка к 7 группе является кадастровой ошибкой, не соответствует земельному законодательству, принятым нормативно-правовым актам, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает обязанности по уплате арендных платежей и налоговых обязательств в завышенных размерах, чем создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, то есть является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представители ИП Козловой И.И. по доверенности Гладышева Е.А. и Бузаджи М.Н. требования заявления и основания, по которым оно заявлено, поддержали.
Представители Правительства Ярославской области Лысова К.И. в удовлетворении заявления возражали, пояснив, что Правительством Ярославской области в соответствии с его компетенцией, установленной ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", принято постановление от 20 сентября 2011 года № 702-п, утвердившее результаты кадастровой оценки земель.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 и Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39, которым утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были соблюдены.
Земельный участок с кадастровым номером 76:23:030510:1 был правильно отнесен к 7 категории видов разрешенного использования исходя из указанного разрешенного использования.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков № 3, составленный специалистом Росреестра признан соответствующим Методическим указаниям в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области были утверждены уполномоченным органом - Правительством Ярославской области, в порядке и с соблюдением процедуры, установленной действующими на момент утверждения нормативно-правовыми актами.
Также Правительство Ярославской области указало, что требования Козловой И.И. о внесении изменений в пункт 403910 постановления № 702-п фактически направлены на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:1.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление ИП Козловой И.И. обоснованным в части признания оспариваемой нормы недействительной, суд считает, что заявленные в настоящем гражданском деле требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В период проведения и утверждения результатов оспариваемой государственной кадастровой оценки земель поселений действовал порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, установленный Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществлялась Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 реорганизовано с 1 марта 2009 года в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии). Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Ярославской области выступал департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области, исполнителем - Ярославский филиал ФГУП "ФКЦ "Земля".
В соответствии с пунктами 9.8 - 9.12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215, проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов, правильности полученных результатов является полномочием Роснедвижимости, осуществляемым в процессе проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель. Проверка отчета производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 9.9 Административного регламента установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ территориальным управлением Роснедвижимости в виде проекта акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель.
Письмом Управления Росреестра по Ярославской области (правопреемник Роснедвижимости) от 09.08.2011 № 10-13/6590 в адрес департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области был направлен акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 3, составленный специалистами Росреестра, согласно которому отчет был признан соответствующим Методическим указаниям, и проект соответствующего нормативно-правового акта для утверждения.
Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области были утверждены уполномоченным органом - Правительством Ярославской области, в порядке и с соблюдением процедуры, установленной действующими на момент утверждения нормативно-правовыми актами, что не оспаривается заявителем по делу.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил). Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Пунктом 1.2 Методических указаний установлены виды разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов, в разрезе которых определяется кадастровая стоимость земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (подпункт 1.2.3, категория 3);
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 1.2.5, категория 5);
- земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (подпункт 1.2.7 в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровой оценки, категория 7).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации), которые являлись практическим руководством по реализации Методических указаний. Технические рекомендации содержали таблицу № 1 "Типовой перечень видов разрешенного использования".
Методические указания и Технические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, в том числе в разрезе следующих видов разрешенного использования:
- земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7).
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств спорный земельный участок был предоставлен с целевым назначением: "строительство и эксплуатация подземной автостоянки с реконструкцией парадного входа стадиона "Шинник", размещением ТП и инженерными сетями". Из буквального толкования целевого назначения земельного участка он не предоставлялся для размещения на нем административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
То, что в целевом назначении земельного участка содержатся слова: "с реконструкцией парадного входа стадиона "Шинник" сами по себе не свидетельствуют о том, что целевым назначением земельного участка является размещение на нем парадного входа стадиона "Шинник" как объекта физической культуры и спорта.
Как следует из пункта 1.4.1 договор аренды спорного земельного участка от 25.04.2003 г. № 12951-о (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.04.2003 г.), при заключении договора на участке отсутствовали какие-либо здания и сооружения. Согласно представленных заявителем кадастрового паспорта земельного участка, свидетельства о праве собственности на строения, выданного 21.05.2010 года на имя Козловой И.И., на спорном земельном участке расположен принадлежащий Козловой И.И. нежилой объект в виде подземной автостоянки на 300 машино-мест, общей площадью 9984,20 кв. м, что подтверждает незаконность определение кадастровой стоимости спорного земельного участка в разрезе вида разрешенного использования:
- земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (к 7-й группе).
Поскольку заявителю был предоставлен земельный участок для размещения на нем автостоянки, ТП и инженерных сетей, не связанных с осуществлением деятельности в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, суд приходит к выводу, что он не может быть отнесен по виду разрешенного использования к 7-й группе Типового перечня, как это было сделано при проведении его государственной кадастровой оценки и принятии постановления Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п в оспариваемой части.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 76:23:030510:1 использовался и используется заявителем под размещение административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, Правительством Ярославской области не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 53.1 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" (в редакции Закона ЯО от 09.07.2009 года № 45-з) решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Вместе с тем требования заявителя об обязании Правительства Ярославской области принять постановление о внесении изменения в пункт 403910 раздела I Приложения к постановлению, в определенной, указанной заявителем редакции, не могут быть удовлетворены, так как, исходя из требований ст. 253 ГПК РФ и принципа разделения властей, суд не вправе подменять законодательный орган и возлагать на него обязанность по принятию нормы права в той или иной редакции.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующим пункт 403910 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" со дня принятия постановления.
В остальной части в удовлетворении заявления Козловой Ирины Игоревны отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
К.Н.ИГНАТОВ

Решение вступило в законную силу
17 февраля 2015 года.


------------------------------------------------------------------