Постановление мэра г. Ярославля от 19.08.2015 N 1590 "Об основных направлениях налоговой политики города Ярославля на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов"



МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. № 1590

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 - 2018 ГОДОВ

В целях разработки проекта бюджета города Ярославля на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Ярославля и планом мероприятий по подготовке проекта бюджета города Ярославля на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 30.04.2015 № 853,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить основные направления налоговой политики города Ярославля на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов (приложение).

2. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель мэра
города Ярославля
А.Г.МАЛЮТИН





Приложение
к постановлению
мэра города Ярославля
от 19.08.2015 № 1590

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ НА 2016 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 - 2018 ГОДОВ

Основные направления налоговой политики города Ярославля на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 № 600, с целью составления проекта бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период и содержат цели, задачи и приоритетные направления налоговой политики города.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 2014 ГОДА - НАЧАЛА 2015 ГОДА

Налоговая политика органов городского самоуправления 2014 года - начала 2015 года ориентирована на реализацию изменений федерального налогового законодательства и нацелена на увеличение уровня собираемости налоговых доходов, сокращение задолженности по платежам в бюджет города.
С 01.01.2015 в рамках совершенствования налогообложения недвижимого имущества физических лиц в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) введена новая глава 32 "Налог на имущество физических лиц", предусматривающая определение налогооблагаемой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым налог исчислялся на основании данных об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, утратил силу.
В соответствии с требованиями федерального законодательства принят Закон Ярославской области от 18.11.2014 № 74-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", установивший дату введения нового порядка исчисления налога - 01.01.2015. На территории города Ярославля новый порядок установлен и введен в действие с 01.01.2015 решением муниципалитета города Ярославля от 27.11.2014 № 441 "О налоге на имущество физических лиц".
В соответствии с полномочиями органов городского самоуправления муниципалитетом города Ярославля установлены дифференцированные ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и сохранена ранее установленная льгота несовершеннолетним лицам и совершеннолетним лицам, не достигшим возраста 24 лет, обучающимся на дневной форме обучения в образовательных организациях, при условии нахождения их на иждивении лиц, каждое из которых является пенсионером, получающим пенсию, назначаемую в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В 2015 году сохранены льготы по земельному налогу:
- в размере 100% - инвалидам в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, занятых гаражами для личного автотранспорта. Льгота предоставляется в отношении одного земельного участка по каждому виду использования;
- в размере 70% - гражданам в отношении земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами, в том числе приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, на которых расположены завершенные строительством индивидуальные жилые дома, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- в размере 50% - субъектам инвестиционной деятельности по инвестиционным проектам, включенным в Перечень инвестиционных проектов города Ярославля и не предусматривающим новое строительство (реконструкция, модернизация действующих производств и т.д.), с начала реализации продукции (работ, услуг) на срок до 5 лет. Налоговые льготы предоставляются в отношении площади земельных участков, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта.
Для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также членов указанных некоммерческих объединений льгота по земельному налогу на 2015 год установлена в виде ограничения предельной суммы налога, уплачиваемого за 1 кв. м земельного участка, в размере 1 рубль.
В целях создания режима наибольшего благоприятствования для привлечения инвестиций в экономику города с 01.01.2015 для субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты, включенные в Перечень инвестиционных проектов города Ярославля и предусматривающие новое строительство, установлены льготы по земельному налогу в размере 100% на период строительства, но не более 2 лет, и в размере 50% в течение периода окупаемости, но не более 3 лет с начала реализации продукции (работ, услуг). Предоставление льгот на период строительства является значительным послаблением, так как на данном этапе в большинстве случаев создается минимальное количество рабочих мест и сумма льгот превышает сумму налоговых платежей в бюджет города от реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с изменениями Налогового кодекса, согласно которым с 01.01.2015 земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения земельным налогом, из перечня ранее установленных налоговых льгот исключена 100-процентная льгота собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, а также товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе Ярославле на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 30.06.2015 № 1206, в целях обеспечения социальной защищенности населения города в условиях нового порядка расчета налога на имущество физических лиц (исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения) мэрией города Ярославля рассмотрен вопрос расширения перечня льготных категорий плательщиков и разработан проект решения муниципалитета города Ярославля, предусматривающий установление на 2015 год льготы по налогу на имущество физических лиц в размере 60% собственникам - в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, признанных непригодными для проживания, а также жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Размер налоговой льготы - 60% - определен в целях сохранения соотношения размера налога от кадастровой стоимости непригодных для проживания объектов жилого фонда на уровне налога за 2014 год от их инвентаризационной стоимости.
В целях удобства осуществления расчетов физическими лицами по имущественным налогам с 01.01.2015 федеральным законодательством предусмотрены единые сроки уплаты физическими лицами налога на имущество физических лиц и земельного налога - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В рамках налоговой политики города Ярославля значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2014 - 2015 годы сохранены на уровне 2013 года.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА 2016 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 - 2018 ГОДОВ

Налоговая политика города Ярославля в среднесрочной перспективе будет соответствовать приоритетам федеральной и региональной налоговой политики. Основными целями налоговой политики города Ярославля остаются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, обеспечение динамичного поступления доходов в бюджет города, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей развитие экономики во всех сферах деятельности и увеличение налогового потенциала города. При этом основная задача налоговой политики города состоит в сохранении баланса обеспечения поступлений налоговых и неналоговых доходов в городской бюджет и недопущения увеличения нагрузки на налогоплательщиков (граждан и субъектов предпринимательской деятельности).
В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий следующие изменения в специальные налоговые режимы:
- расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (с 47 до 63);
- субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенную и патентную системы налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, 2-летние "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0 процентов;
- субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков;
- представительным органам муниципальных районов и городских округов предоставлено право снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Налоговая политика города Ярославля будет соответствовать планируемым изменениям федерального налогового законодательства, направленным на реализацию следующих основных мер в области налоговой политики Российской Федерации на 2016 - 2018 годы:
- введение патентов для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников. Для данной категории лиц планируется введение упрощенной процедуры регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей и отдельный порядок уплаты страховых взносов (в целях упрощения процедуры уплаты налогов и предотвращения случаев игнорирования ими обязанностей по регистрации и уплате налогов в бюджет);
- введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). Предполагается, что такой институт сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом;
- ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. Планируется разработать правовой механизм противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с целью неуплаты или минимизации налогов (в частности, механизм, ограничивающий использование налогоплательщиками так называемых фирм-однодневок);
- применение с 01.01.2017 норм федерального законодательства, предусматривающих ответственность налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) сообщения о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими;
- отказ от установления на федеральном уровне новых льгот по региональным и местным налогам и поэтапная отмена всех существующих федеральных льгот по региональным и местным налогам (при этом отмене должны подлежать только налоговые льготы, не оказывающие влияния на стимулирование экономического роста и не имеющие социального эффекта).
Традиционно в основных направлениях налоговой политики рассматриваются вопросы в отношении платежей, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Однако в последние годы при разработке приоритетов налоговой политики вопросы изменения законодательства о налогах, страховых взносах и неналоговых платежах рассматриваются в совокупности (в силу важности для оценки совокупной фискальной нагрузки на налогоплательщиков).
В области законодательства о страховых взносах и неналоговых платежах в среднесрочной перспективе предполагается:
- сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф. В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования;
- введение моратория до 2019 года с одновременным сохранением неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, решения о введении которых до настоящего времени не приняты (либо не приняты нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения взимания таких платежей).
На протяжении ряда лет политика города в области предоставления налоговых льгот направлена на сокращение выпадающих доходов бюджета, связанных с применением пониженных (льготных) ставок по земельному налогу. Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, а также введение новых льгот осуществляется по результатам анализа практики их применения, администрирования и эффективности их предоставления.
Выбор мер поддержки категорий налогоплательщиков, в том числе путем установления новых налоговых льгот, предоставления целевых субсидий или иным способом, должен осуществляться с учетом степени влияния их на бюджет города и сопровождаться определением "источника" для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот.
В 2016 году планируется сохранить ранее установленные налоговые льготы.
Будет продолжена работа комиссии по ликвидации задолженности юридических лиц по платежам перед бюджетом города и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, направленная на повышение поступлений городского бюджета за счет погашения (уменьшения) задолженности юридических лиц по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города.
В целях организации деятельности органов городского самоуправления в части повышения поступлений в бюджет города налоговых и неналоговых доходов, формирования и поддержания актуальных баз данных для целей исчисления данных платежей, совершенствования механизма администрирования местных налогов и неналоговых доходов на территории города Ярославля будет продолжена работа постоянно действующей рабочей группы по вопросам увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города.
На уровне города решение о пересмотре ставки единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 на 2016 год будет принято с учетом анализа факторов, повлиявших на изменение поступлений налога в бюджет города.
Налоговая политика органов городского самоуправления на 2016 - 2018 годы будет ориентирована на реализацию изменений налогового законодательства и нацелена на увеличение уровня собираемости налоговых доходов, сокращение задолженности в бюджет города.


------------------------------------------------------------------