Закон ЯО от 06.10.2015 N 80-з "О депутатском расследовании Ярославской областной Думы"



6 октября 2015 года N 80-з

------------------------------------------------------------------

ЗАКОН
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ДЕПУТАТСКОМ РАССЛЕДОВАНИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Принят
Ярославской
областной Думой
29 сентября 2015 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон устанавливает основания проведения депутатского расследования Ярославской областной Думы (далее - депутатское расследование), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.
2. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Ярославской области или муниципальные должности в муниципальных образованиях Ярославской области, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти Ярославской области, государственных органах Ярославской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, областных государственных учреждениях и организациях.
В случае если предметом депутатского расследования является осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области государственных полномочий, которыми указанные органы наделены законом Ярославской области в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностными лицами признаются лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в муниципальных учреждениях, муниципальных организациях в Ярославской области.

Статья 2. Понятие и предмет депутатского расследования

1. Депутатское расследование является одной из форм осуществления контрольной деятельности Ярославской областной Думы.
2. Депутатское расследование - деятельность специально созданной Ярославской областной Думой комиссии по депутатскому расследованию (далее - комиссия) для выяснения фактов, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения Ярославской области, а также для выяснения причин и условий их возникновения.
3. Депутатскому расследованию подлежат факты грубого нарушения Устава Ярославской области, законов Ярославской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
4. Депутатскому расследованию не подлежат:
1) деятельность Губернатора Ярославской области;
2) деятельность судов по осуществлению правосудия;
3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
4) деятельность других органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и организаций, в отношении которых в соответствии с требованиями федерального законодательства Ярославская областная Дума не вправе осуществлять контрольные полномочия.
5. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.
6. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов, определенных:
1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;
2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также обстоятельствах его совершения;
3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;
4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).
7. Факты, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования

1. Целями депутатского расследования являются:
1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обеспечение Ярославской областной Думой контроля деятельности органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, если осуществление такого контроля не противоречит требованиям федерального законодательства;
3) выявление причин и условий возникновения фактов, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них населения области, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;
4) внесение предложений по подготовке и принятию проектов правовых актов, направленных на устранение причин, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.
3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор и судопроизводство.

Статья 4. Срок депутатского расследования

1. Срок депутатского расследования определяется Ярославской областной Думой и не может превышать одного года со дня создания комиссии.
2. Срок депутатского расследования может быть продлен Ярославской областной Думой по собственной инициативе, а также на основании мотивированного представления комиссии, но не более чем на три месяца.
3. Ярославская областная Дума вправе на основании мотивированного представления комиссии досрочно прекратить депутатское расследование.
4. Депутатское расследование подлежит прекращению в случае вступления в законную силу судебного акта, исключающего возможность дальнейшего рассмотрения вопроса, являющегося предметом депутатского расследования.
5. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Ярославской областной Думой соответствующего созыва.

Статья 5. Основания для проведения депутатского расследования

Основаниями для проведения депутатского расследования являются представляющие общественную значимость и имеющие негативные последствия для населения Ярославской области события, ставшие известными депутатам Ярославской областной Думы и связанные с фактами, указанными в части 3 статьи 2 настоящего Закона.

Статья 6. Инициатива проведения депутатского расследования

1. Проведение депутатского расследования может быть инициировано группой депутатов Ярославской областной Думы численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Ярославской областной Думы или комитетами Ярославской областной Думы по вопросам, находящимся в их ведении.
2. Предложение о проведении депутатского расследования, которое вносится в Ярославскую областную Думу, должно содержать основания, предмет и срок проведения депутатского расследования, а также обоснование необходимости и возможности его проведения в соответствии с настоящим Законом.
3. Предложение группы депутатов Ярославской областной Думы о проведении депутатского расследования вносится в Ярославскую областную Думу в письменном виде и подлежит предварительному рассмотрению комитетом Ярославской областной Думы в соответствии с вопросами его ведения. Решение комитета, принятое по результатам предварительного рассмотрения, учитывается при рассмотрении указанного предложения Ярославской областной Думой.
4. Предложение комитета Ярославской областной Думы о проведении депутатского расследования оформляется его решением.
5. Предложение о проведении депутатского расследования не может быть выдвинуто и комиссия не может быть сформирована в течение последних шести месяцев полномочий Губернатора Ярославской области или Ярославской областной Думы, а также в период избирательной кампании по выборам Губернатора Ярославской области и депутатов Ярославской областной Думы.

Статья 7. Принятие решения о проведении депутатского расследования

1. Предложение о проведении депутатского расследования рассматривается на очередном заседании Ярославской областной Думы.
2. Решением Ярославской областной Думы о проведении депутатского расследования определяются основания, предмет и срок проведения депутатского расследования, а также состав комиссии.
3. Решение о проведении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Ярославской областной Думы, и оформляется постановлением Ярославской областной Думы.
4. Предложение о проведении депутатского расследования, не набравшее необходимого для принятия числа голосов, считается отклоненным и оформляется постановлением Ярославской областной Думы.

Статья 8. Формирование комиссии

1. Комиссия формируется из депутатов Ярославской областной Думы. Численный и персональный состав комиссии определяется Ярославской областной Думой.
2. Членом комиссии не может быть депутат Ярославской областной Думы:
1) являющийся участником расследуемого комиссией события;
2) состоящий в браке либо в отношениях родства или свойства с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события;
3) находящийся в отношениях подчиненности или подконтрольности с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.
3. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.

Статья 9. Прекращение полномочий члена комиссии

1. Полномочия члена комиссии прекращаются по решению Ярославской областной Думы:
1) на основании его письменного заявления;
2) в случае досрочного прекращения полномочий депутата Ярославской областной Думы;
3) в случае выявления факта несоответствия члена комиссии требованиям, установленным частью 2 статьи 8 настоящего Закона.
2. Вопрос о прекращении полномочий члена комиссии подлежит предварительному рассмотрению комитетом Ярославской областной Думы по депутатской деятельности, этике и регламенту.
3. Решение о прекращении полномочий члена комиссии принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Ярославской областной Думы и оформляется ее постановлением.

Статья 10. Порядок работы комиссии

1. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа ее членов.
2. Заседание комиссии, как правило, является открытым. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.
В случае если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
3. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 15 дней со дня создания комиссии.
4. На первом заседании члены комиссии из своего состава избирают председателя комиссии, заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии. Решение по указанным кандидатурам принимается большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании.

Статья 11. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии

1. Председатель комиссии:
1) организует работу комиссии, созывает и ведет ее заседания;
2) выступает на заседании Ярославской областной Думы с сообщениями о деятельности комиссии;
3) распределяет обязанности между членами комиссии;
4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории информации ограниченного доступа;
5) подписывает протоколы проводимых им заседаний комиссии, мотивированное заключение комиссии;
6) решает иные вопросы в соответствии с настоящим Законом.
2. Заместитель председателя комиссии замещает председателя комиссии в его отсутствие.
3. Секретарь комиссии:
1) отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии;
2) обеспечивает ведение стенограммы заседания комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений;
3) организует ведение делопроизводства комиссии.

Статья 12. План работы комиссии

1. Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:
1) основные направления депутатского расследования;
2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;
3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки мотивированного заключения комиссии);
4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам;
5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения.
2. В план работы комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Статья 13. Порядок принятия решений комиссии

1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.
2. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
3. Решение по мотивированному заключению комиссии считается принятым, если за него проголосовало две трети от общего числа членов комиссии.

Статья 14. Права комиссии

1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Ярославской области, государственных органов Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, областных государственных и муниципальных учреждений и организаций, их должностных лиц копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам должностных лиц;
3) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам лиц, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;
4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол.
2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.
3. Объяснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях комиссии.
4. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией в части, касающейся состава преступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном акте.

Статья 15. Права и обязанности членов комиссии

1. Члены комиссии имеют право:
1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;
2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседание комиссии;
3) выйти из состава комиссии на основании личного заявления.
2. Члены комиссии обязаны:
1) лично участвовать в заседаниях комиссии;
2) выполнять поручения комиссии;
3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе депутатского расследования.

Статья 16. Обязанности должностных лиц, привлеченных к участию в депутатском расследовании. Участие граждан в депутатском расследовании

1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии в течение 20 дней предоставить необходимую (необходимые) для проведения депутатского расследования информацию (документы, материалы).
2. Должностные лица, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:
1) прибыть на заседание комиссии;
2) дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.
3. Граждане могут быть привлечены к участию в депутатском расследовании с их согласия.
4. Предоставление комиссии сведений о частной жизни граждан или иных персональных данных допускается только с их согласия.

Статья 17. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании

1. Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в депутатском расследовании, вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков);
2) вести необходимые записи;
3) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений;
4) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц.
2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.

Статья 18. Мотивированное заключение комиссии

1. По результатам депутатского расследования готовится мотивированное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению на заседании комиссии.
Принятое комиссией мотивированное заключение подписывается председателем и секретарем комиссии и направляется на рассмотрение Ярославской областной Думы.
2. В мотивированном заключении должны содержаться:
1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;
2) сведения, полученные комиссией в результате своей деятельности;
3) выводы комиссии по расследуемым ею фактам;
4) рекомендации комиссии по устранению и предотвращению причин, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
3. В мотивированном заключении могут содержаться предложения:
1) о совершенствовании деятельности органов государственной власти Ярославской области, государственных органов Ярославской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;
2) о принятии правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) о привлечении к дисциплинарной ответственности либо об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, или действие (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, носили (носило) неудовлетворительный характер;
4) о направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения или на признаки преступления в действиях (бездействии) должностных лиц, которые повлекли (которое повлекло) за собой возникновение фактов, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
4. Ярославская областная Дума на очередном заседании рассматривает мотивированное заключение. При рассмотрении мотивированного заключения Ярославская областная Дума вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения.
При необходимости срок депутатского расследования может быть продлен Ярославской областной Думой.
5. Мотивированное заключение считается утвержденным Ярославской областной Думой, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Ярославской областной Думы. Решение об утверждении мотивированного заключения оформляется постановлением.
6. Постановление об утверждении мотивированного заключения может содержать:
1) решение Ярославской областной Думы по результатам депутатского расследования;
2) круг органов и должностных лиц, которым будет направлено данное постановление с мотивированным заключением;
3) предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти Ярославской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;
4) предложения по подготовке и принятию проектов правовых актов, направленных на устранение причин, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
7. После утверждения мотивированного заключения деятельность комиссии прекращается и депутатское расследование завершается.
8. В случае неутверждения мотивированного заключения комиссии ее деятельность прекращается.
9. Утвержденное Ярославской областной Думой мотивированное заключение направляется Губернатору Ярославской области и подлежит размещению на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10. При необходимости мотивированное заключение может направляться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, прокурору Ярославской области и в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
11. Мотивированное заключение подлежит обязательному рассмотрению Губернатором Ярославской области в течение одного месяца со дня его получения, а также субъектами, указанными в части 10 настоящей статьи. О принятом по мотивированному заключению решении Ярославская областная Дума уведомляется незамедлительно.

Статья 19. Обеспечение деятельности комиссии

Организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет аппарат Ярославской областной Думы.

Статья 20. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
2. Депутатское расследование в соответствии с настоящим Законом проводится по фактам, возникшим или ставшим известными после вступления его в силу.

Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
г. Ярославль
6 октября 2015 года
№ 80-з


------------------------------------------------------------------